Сибирский Банковский Учебный Центр

лет - Международный уровень банковского обучения в Сибири

Сибирский Банковский Учебный Центр
www.sbtc.ruwww.sbtc.ru
Разделы
Целевой инструктаж по ПОД/ФТ
Подписка на новости

Подписаться Удалить
Информация

  

 

 

  

Новости
23 Сентября 2021
Новости Росфинмониторинга

    22.09.2021 г. Опубликовано информационное письмо «22» сентября 2021 г. № 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением поднадзорных Банку России". Подготовленный документ рассматривает вопросы идентификации и присвоения уровня риска клиентам. https://www.fedsfm.ru/news/5321 

    Для сведения Организаций осуществляющих скупку куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и лома таких изделий (далее ДМДК):

    20.09.2021 г. На сайте Росфинмониторинга размещено информационное письмо № 63, разъясняющее обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ДМДК.
    С 20.09.2021 г. Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 г. № 50 «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» не применяется. https://www.fedsfm.ru/news/5316 

    14.09.2021 г. Росфинмониторингом были подготовлены разъяснения по прядке действий для лиц, которым финансовыми организациями было отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета (вклада) и (или) ними расторгнут договор банковского счета (вклада) в соответствии с требованиями пунктов 5.2 и 11 статьи 7 Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с документом можно ознакомиться https://www.fedsfm.ru/news/5308 

    Правительство установило требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, разрабатываемым в сфере оказания юридических, бухгалтерских и аудиторских услуг: 

    Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 г. № 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами".

    Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие оказание юридических или бухгалтерских услуг, разрабатывают и реализуют правила внутреннего контроля (ПВК) в случае осуществления операций с денежными средствами или имуществом, предусмотренных пунктом 1 статьи 7.1 закона о ПОД/ФТ.

    В случае подготовки или осуществления аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами таких операций, ПВК должны также отражать особенности осуществления внутреннего контроля для каждого вида деятельности.

    Правила внутреннего контроля должны содержать обязательные программы, в том числе: программа идентификации клиента, программа оценки и управления рисками, программа блокирования (замораживания), программа подготовки и обучения кадров.

    ПВК подлежат приведению в соответствие с установленными требованиями в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления.

    Актуализирован состав информации и порядок ее представления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями в Росфинмониторинг:

    Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 г. № 1183 "О внесении изменений в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям".

    Поправками реализованы нормы Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля".

    Постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.

    С 1 сентября 2021 в случае непроведения идентификации клиента организации и ИП, поднадзорные Росфинмониторингу, обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание.

    Приказ Росфинмониторинга от 15.06.2021 г. № 134 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. № 366". Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2021 г. № 64282.

    Соответствующее уточнение внесено в требования идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 г. № 366.

    Приказ вступает в силу с 24 августа 2021 года, за исключением подпункта 1 пункта 1 приказа, который вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

    Даны ответы на вопросы о применении некредитными финансовыми организациями закона о ПОД/ФТ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (информация размещена на сайте ЦБ РФ 05.07.2021 г.). 

    Письмо Банка России от 29.12.2018 г. № 12-3-3/10687 "Обобщение практики применения некредитными финансовыми организациями Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России".

    В обобщении практики содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе:

  • следует ли некредитным финансовым организациям рассматривать в качестве клиентов лиц, являющихся поручителями по договорам займа, и проводить идентификацию этих лиц;
  • обязана ли НФО, находящаяся в стадии ликвидации, исполнять требования "противолегализационного" законодательства;
  • что следует понимать под понятием "личное дело" в контексте установленных Банком России требований к подготовке и обучению кадров по ПОД/ФТ в НФО;
  • должен ли перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, включать фамилии, имена и отчества сотрудников НФО;
  • вправе ли НФО при проведении идентификации клиента физического лица использовать информацию, включенную в государственный адресный реестр либо Классификатор адресов России.

    Установлены дополнительные меры по противодействию проникновения на территорию РФ иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной.

    Федеральный закон от 28.06.2021 г. № 230-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3.1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".

    В частности, определено, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации может быть признана нежелательной на территории РФ в случае, если в отношении этой организации получены сведения об оказании ею посреднических услуг при проведении операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, принадлежащими иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, в целях осуществления такой организацией деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности или безопасности государства.

    Признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой, в числе прочего, запрет на участие в ее деятельности за пределами территории РФ российских граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, и российских юридических лиц.

    Также предусматривается, что получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.

    Указанный перечень относится к информации ограниченного доступа и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты в соответствии с порядком, определенным Росфинмониторингом по согласованию с Банком России.

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 октября 2021 года.

    Урегулирована деятельность доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица.

    Федеральный закон от 28.06.2021 г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    В Закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, вводятся понятия "доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица" и "протектор".

    Уточняется, что юридическое лицо обязано обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию в случае изменения сведений.

    Положения об обязанностях юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах распространяются на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

    Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией устанавливать сведения о протекторах (при наличии).

    Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора.

    Требования в отношении идентификации клиента (его представителя) или выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, могут распространяться на доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица.

    Установлены правовые основы контроля (надзора) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

    Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    Глава III Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ дополнена статьей 9.1 "Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

    В указанной статье, в частности, установлен порядок организации и проведения дистанционного мониторинга в целях выявления риска несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ.

    Также установлен порядок проведения контрольных мероприятий в указанной сфере с учетом риск -ориентированного подхода, предусматривающего отнесение деятельности организаций и ИП к определенному уровню риска несоблюдения законодательства в сфере ПОД/ФТ, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

    Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности, в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами СРО аудиторов, - СРО аудиторов, в отношении адвокатов - адвокатскими палатами субъектов РФ, в отношении нотариусов - нотариальными палатами субъектов РФ.

    Федеральный закон вступает в силу по истечении 15 дней после дня его официального опубликования.

    23.06.2021 г. на сайте Росфинмониторинга опубликованы Методические рекомендации 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?».

    Методические рекомендации разъясняют порядок действий предпринимателя (ИП, организации и т.п.) и содержат образцы документов, необходимые в случае обжалования действий кредитной организации. С документом можно ознакомиться https://www.fedsfm.ru/news/5182.

    01.06.2021 г. Банком России опубликован список организаций с признаками нелегальной деятельности на Финансовом рынке. Росфинмониторинг обращает внимание, что указанные организации обладают признаками повышенного риска, установленными Правилами внутреннего контроля.

    В список включены более 1,8 тысячи организаций и интернет - проектов, в деятельности которых Банк России выявил признаки финансовой пирамиды, нелегального кредитора или профессионального участника рынка ценных бумаг.

    С перечнем можно ознакомиться по ссылке: https://www.cbr.ru/inside/BlackList/

    12.05.2021 г. Росфинмониторинг опубликовал Информационное письмо № 62 «О разъяснении отдельных вопросов применения норм Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества». Информационное письмо указывает на обязанности риэлторов и консультантов в сфере недвижимого имущества. Обращает внимание на признаки необычности, которые могут возникнуть при проведении сделки с недвижимым имуществом, и порядке информирования о таких операциях. С документом можно ознакомиться https://www.fedsfm.ru/news/5102

    30.04.2021 г. опубликованы изменения в Федеральные законы, которые затрагивают вопросы кадастрового учета и функционирования Росреестра.
    В частности, вносятся уточняющие дополнения в статью 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.04.2021 г. N 120-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет - портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 30.04.2021).

    С изменениями можно ознакомиться ссылка.

    На сайте Росфинмониторинга опубликован информационное сообщение «О внесении изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ».

    Росфинмониторинг информирует о принятии Федерального закона от 24.02.2021 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства».

    Федеральный закон № 22-ФЗ направлен на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность, и предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

    Статьей 3 Федерального закона № 22-ФЗ вносятся уточнения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Миграционная карта в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является только одним из видов документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в Российской Федерации. В этой связи, миграционная карта, как самостоятельный документ, на законодательном уровне исключается из перечня сведений, подлежащих установлению при проведении идентификации.

    При этом, у финансовых организаций сохраняется обязанность по установлению в ходе идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства документов, подтверждающих их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

    Особенности соответствующей процедуры определяются в требованиях к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Федеральный закон №22-ФЗ, в том числе, в части изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступает в силу с 23.08.2021 г. (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102240004).
https://www.fedsfm.ru/news/4945

    Росфинмониторингом в Личном кабинете на сайте размещены 2 информационных сообщения от 04.03.2021 г. и 26.04.2021 г., касающихся возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов и повышенного внимания к таким операциям. С сообщениями можно ознакомиться в разделе Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга: Информация Росфинмониторинга.

    Росфинмониторингом для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), учет которых осуществляется Федеральной пробирной палатой и Росфинмониторингом, в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга стала доступна функция – Самодекларирование о неосуществлении деятельности/Добровольное сотрудничество.

    Данная функция реализована в рамках совершенствования Риск - оценки.

    Организации (ИП) следует загрузить скан-образ или фото уведомления о неосуществлении деятельности с указанием ИНН, наименования организации (ФИО ИП), причин и периода неосуществления деятельности (в свободной форме).

    Период неосуществления деятельности выбирается по календарю на интерактивной форме на странице загрузки файла с уведомлением.

    Предоставленное уведомление о временном неосуществлении деятельности не исключает обязанности направления в Росфинмониторинг Отчета о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. При формировании ФЭС 3-ФМ показатели формы должны иметь значение «0».