Сибирский Банковский Учебный Центр

лет - Международный уровень банковского обучения в Сибири

Сибирский Банковский Учебный Центр
www.sbtc.ruwww.sbtc.ru
Разделы
Целевой инструктаж по ПОД/ФТ
Подписка на новости

Подписаться Удалить
Информация

  

 

 

  

Новости
9 Августа 2020
Новости Росфинмониторинга

1. 31 июля Президент Российской Федерации подписал масштабный Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами.

    Большинство положений реформы действовать с 1 июля 2021 года.

    Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также:

- на контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
- за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах;
- в сфере корпоративных отношений в АО;
- в сфере гос. закупок и закупок по Закону № 223-ФЗ;
- за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
- в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
- за соблюдением антимонопольного законодательства.

    Онлайн - взаимодействие с проверяющими.

    Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал гос. услуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна.
    Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля.
    Подать в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал гос. услуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы.

    Профилактика нарушений.

    Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно - надзорным. Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

- меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
- самообследование - самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;
- профилактический визит - беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.

    Независимая оценка соблюдения обязательных требований.

    Федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации.
    Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.
    Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО. Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:

- данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;
- СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

    Закон также упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

    Контрольно-надзорные мероприятия.

    Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих закон предусматривает следующие мероприятия:

- мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
- выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
- инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;
- выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

    Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

    Отметим новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

    Сокращение сроков проведения проверок.

    Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

    Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия.

    Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.
    В законе перечислены 11 грубых нарушений. Одно из них - совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия.
С документом можно ознакомиться
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=2F7F6A18BBD35F48511942811A6C0722&req=doc&base=LAW&n=358750&REFFIELD=134&REFDST=100050&REFDOC=339697&REFBASE=LAW&stat=refcode%3D10881%3Bindex%3D57#2bjoldwfno5

2. Принят новый Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ).
    Федеральным законом № 259-ФЗ урегулируется оборот цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=3888F0FA9A9D3738D5E5C8D4CD65D3A3&SORTTYPE=0&BASENODE=1&ts=162983910807252946503585114&base=LAW&n=358753&rnd=2F7F6A18BBD35F48511942811A6C0722#fxggcs43lm8 

    Под цифровыми финансовыми активами понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов.
    Оборот цифровых финансовых активов предполагается при посредничестве операторов информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов и операторов обмена цифровых финансовых активов (оба вида организаций включены в число субъектов первичного финансового мониторинга, перечень которых содержится в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
    Согласно Федеральному закону № 259-ФЗ цифровой валютой (криптовалютой) признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением определенных в названном Федеральном законе случаев.
    Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона № 259-ФЗ юридические лица, личным законом которых является российской право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного представления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
    Не запрещенные вышеуказанной нормой операции с цифровой валютой согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 259-ФЗ будут урегулированы федеральными законами.
    Для целей Федерального закона № 115-ФЗ, Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» цифровая валюта признается имуществом.
    Федеральный закон № 259-ФЗ вступает в силу с 01.01.2021 г. http://www.fedsfm.ru/news/4634

3. В "Российской газете" от 24.07.2020 г. № 162 опубликован Федеральный закон от 20.07.2020 № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы» который вносит изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в связи с возможностью совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы.

    Финансовая платформа - это информационная система, с помощью которой осуществляется взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок. Доступ к финансовой платформе предоставляется ее оператором.
    К финансовым сделкам, совершаемым с использованием финансовой платформы, относятся сделки по предоставлению банковских и страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделки с финансовыми инструментами, сделки по предоставлению иных услуг финансового характера.
    В этой связи корреспондирующие изменения внесены в Законы "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "Об инвестиционных фондах", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и другие законодательные акты.
    Федеральный закон вступает в силу с 20.07.2020 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

    С документом можно ознакомиться
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=2F7F6A18BBD35F48511942811A6C0722&req=doc&base=LAW&n=357764&REFFIELD=134&REFDST=1000001820&REFDOC=11916&REFBASE=LAW&stat=refcode%3D10881%3Bindex%3D1825#2srheef0qyc 

4. Росфинмониторингом подготовлено информационное письмо, опубликованное 04.08.2020 г. на официальном сайте http://www.fedsfm.ru/news/4631, обращающие внимание организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

    В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» в Росфинмониторинг поступают запросы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, о новом порядке исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.

    С Федеральным законом № 208-ФЗ можно ознакомиться
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=FFFE73996FD500F206A574079C7D01C2&SORTTYPE=0&BASENODE=1&ts=208341323106018526885436859&base=LAW&n=357070&rnd=2F7F6A18BBD35F48511942811A6C0722#13cgo22qsmr 

    Росфинмониторинг отмечает, следующее:
    Федеральным законом № 208-ФЗ скорректирован перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также дифференцирован подход к представлению сведений разными субъектами. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, упразднена обязанность по представлению в Службу сведений об операциях (сделках) с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

    Акцентируем внимание, что данная норма вступает в силу 10 января 2021 года, в связи с чем, обязанность по представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, сохраняется до указанной даты.
    Дополнительно обращаем внимание, что иные обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ сохранены в полном объёме, в том числе:

- по постановке на учёт в Росфинмониторинге до начала осуществления указанной детальности,
- разработке правил внутреннего контроля,
- назначению специального должностного лица,
- проведению идентификации и изучения клиента,
- проведению оценки риска клиентов и совершаемых ими операций,
- выявлению операций, вызывающих подозрение на ОД/ФТ и представление сведений о них в Росфинмониторинг и т.д.

    Таким образом, вывод об исключении организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, из состава субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ, а равно как по отмене каких-либо обязанностей, кроме информирования об операциях, подлежащих обязательному контролю, является недопустимым.

5. 20.07.2020 г. Росфинмониторингом опубликован годовой отчет за 2019 год. Документ содержит риски, выявляемые при проведении проверок, и меры, принимаемые для их минимизации. С отчетом можно ознакомиться http://www.fedsfm.ru/news/4582 

6. Пленумом Верховного суда 08.07.2020 г. утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям.

    В связи с необходимостью выполнения судами требований закона, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, Верховным Судом РФ даны, в частности, следующие разъяснения:
    суды вправе привлекать к участию в деле государственные органы, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем;
    Суд при рассмотрении спора, возникшего из гражданских правоотношений, вправе отказать в утверждении мирового соглашения, не принять признание иска ответчиком (признание стороной обстоятельств) и иные результаты примирения сторон, если имеются основания полагать, что лица, участвующие в деле, намерены совершить незаконную финансовую операцию при действительном отсутствии спора о праве между ними;
    Если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки экономического преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия, в том числе направляет копию соответствующего частного определения;
    Выявление при разрешении экономических и иных споров, возникающих из гражданских отношений, обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий участников оборота на придание правомерного вида доходам, полученным незаконным путем, может являться основанием для вывода о ничтожности соответствующих сделок как нарушающих публичные интересы и для отказа в удовлетворении основанных на таких сделках имущественных требований, применении последствий недействительности сделок по инициативе суда;
    Требования, вытекающие из долговых обязательств (выдачи векселей), не подлежат удовлетворению, если судом установлено, что оформление долгового обязательства (выдача и предъявление векселя к оплате) направлено на придание правомерного вида незаконным финансовым операциям;
    Суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (иностранного арбитражного решения), в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости гражданско-правового спора и получение формального основания для перечисления денежных средств в иностранные юрисдикции.

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=2F7F6A18BBD35F48511942811A6C0722&req=doc&base=LAW&n=356732&REFFIELD=134&REFDST=1000004459&REFDOC=11916&REFBASE=LAW&stat=refcode%3D10881%3Bindex%3D4466#1r0nqwfy2fy